О ЦЕНТРЕ     ЭКСПОЗИЦИЯ     ХУДОЖНИКИ     МУЗЕИ     СОБЫТИЯ     КРИТИКА     КОНТАКТЫ  

Екатерина Медведева

Автобиография художницы с ее авторского сайта: www.katya-medvedeva.ru


Я, Медведева Екатерина Ивановна родилась в селе Голубино Белгородской области в крестьянской семье 10 января 1937 года. В 1946г. В селе Голубино была засуха и наша семья уехала в Азербайджан. Азербайджане меня устроили в детдом в город Шуша после смерти матери и старшей сестры Полины. Мой отец - второй муж моей мамы, он ушёл от нас за два до смерти мамы. В детдоме я окончила 7-юю школу и 5 лет музыкальной школы по классу скрипки. Училась на одни пятерки и редко четверки в обеих школах. Город Шуша это средневековый курортный городок.
Всё лето каждый год я читала художественную литературу, русскую и азербайджанскую классику. При мне с 1947 по 1954 гг. в Шуше было семь детских домов. Учились все в городских школах. Учителя у нас были прекрасные. Кто из учителей проштрафится в Баку, их за наказание ссылали к нам. Историю преподавал настоящий грек Николай Помехронович (живой Спартак).
Он всем на привил любовь к истории. Глазной врач проштрафилась её к нам прислали, а все детдома косила трахома, она всех вылечила. Математик был потрясающий. Но любил выпить.
В 1954г меня отправили в город Баку, в 17 лет я уже имела профессию ткачихи. Я не любила эту работу за то, что в сказке Пушкина ткачиха и повариха сделали зло, но работу я выполняла т.к. с детства имела чувство ответственности. За то сейчас, как я чувствую ткань. В 1957г вышла замуж. В 1972г я окончила Культурно просветительное училище города Ульяновска заочное отделение. В 1974г моя дочь Ирочка заболела и её отправили в Ессентуки в санаторий. Через 2 недели я бросила в Ульяновске и комнату и всё что было, приехала в Ессентуки и меня взяли в клуб художественным руководителем в совхозе Зеленогорский в пяти минутах езды до Кисловодска. В 1976г я уволилась из сельского клуба и устроилась в клуб работников торговли на улице Ермоловой. Работала заведующей реквизитного цеха при народном театре. Там была изостудия. Занималась молодежь 15-16 лет. Приходил туда художник Морев Анатолий Николаевич и писал картины, т.к. у него не было своей мастерской. У меня был оклад 80 рублей, из них 35 рублей за частную квартиру и алименты получала немного. Вдруг мне предлагают по совместимости здесь же в клубе сутки дежурить и убираться. В общем я должна была один месяц убирать в изостудии.
После киносеанса в 12 ночи я вошла в изостудию и обалдела, постановка была: восточный кувшин, хохломская миска и искусственные фрукты, краски, кисти, бумага. Я вымыла полы и начала рисовать. Я нарисовала гуашью на оберточной бумаге и оставила там. Назвала "хлеб насущный". Через день я пришла на свою работу и вошла в изостудию. Смотрю, а мой рисунок висит на самом высоком месте. Морев А.Н. уже был в изостудии. Я ему говорю: "А кто это повесил рисунок на стену?". Он сказал, что это он повесил. Он говорит: №Это ваша дочь нарисовала?". Ирочка училась в Кисловодской художественной школе во втором классе. Я говорю: "Да, нет, это я первый раз попробовала.". Он говорит: "Первый раз и так хорошо?". А я говорю, что же там хорошего, всё криво нарисовано. Он сказал, что живопись у меня отлична, а что такое живопись я и не знала. Вы хорошо чувствуете цвет. Тогда я ему сказала: "Я загадала, что если понравится художникам, то я буду у вас учиться". Морев А.Н. сказал, что мне учится не надо, рисуйте сколько хотите и когда хотите и никого не слушайте.
Он мне подарил книгу "Рисунки Ван Гога" и акварельные Ленинградские краски. Девушка мне подарила кисть, которой она реснички красила. Это было 5 января 1976г. Мне было 39 лет.
15 января 1976г ко мне в клуб приехала главный художник Артели Кисловодски, с предложением перейти к ним на работу. Представляете через 10 дней. "А что я должна делать?" - спрашиваю, она говорит, - "Поставят расписную чашку и вы должны её расписать по готовому рисунку.". А я отвечаю, чужую работу повторять, да я за 8 часов столько своего сделаю! Зауважали. 160 руб. мне предлагали вместо моих 80-ти руб. У меня в организме произошла перестройка, когда я начала рисовать с 6-ти утра и до 2-х ночи. Я по другому стала воспринимать всё: людей, природу, жизнь. Как будто мне поменяли кровь.
10 апреля 1976г Морев А.Н. сделал или организовал мою выставку прямо в клубе на моей работе. Выставил 37 рисунков. Была даже книга отзывов. Преподаватель художественной школы написал: "Ей не стыдно в 39 лет рисовать, как ребенок пятилетний". Я в слёзы, бегу к Мореву А.Н., он сказал: "Не плачьте, это он вам комплимент подарил. Кто в 39 лет может сохранить такую чистую душу.".
Потом в 1976г 7 сентября, я выехала к себе на родину. Так как я уже в 63-65г работала на почте, то я устроилась у себя на родине в узел связи. Я подменяла начальников отделения связи на время их отпусков. А я рисую представляете 30-отделений связи в районе и езжу в командировки. В одном селе индюки, в другом гуси, в третьем плетни плетеные. Красота! Осень, все цветное. После работы я рисовала и вот так 5 лет, пока меня не послали в Старую Ладогу в дом Творчества.
Вторая выставка состоялась в г.Старый Оскол в детской художественной школе, я выставляла 65 рисунков по номерам. Книгу отзывов разорвали в клочья. Взрослые советовали бросить рисовать, а дети ученики писали "Никого не слушайте, рисуйте". В 1979 году была областная выставка, а моя в этих же залах персональная - 59 рисунков. Первое интервью в жизни я дала корреспонденту Радио-Маяк, он так восхищался. А я растерялась, стеснялась очень. Сто рисунков я выставляла в 1977г в своём селе Голубино летом, очень волновалась. Студентов было много, наших Голубинских. Успех был большой.
В Голубине до войны был спиртовой завод (со свеклы) в 20-е годы и бардой кормили конницу Буденного, который жил в селе Великая Михайловка в 40 км от нас. Я была в музее видела тачанку, но новую.
В Москву я приехала в конце 1980 года, а в конце 1981 (30 декабря) вся интеллигенция Москвы была у меня на выставке персональной во Всероссийском Доме Творчества. Выставку планировали на 20 дней, а продлилась с 30 декабря по 15 марта по просьбе Москвичей. Успех невероятный.
29 лет я живу в Москве, а уже в своей квартире прописаны все с 1991г. Я благодарю всех москвичей за квартиры, где я останавливалась и мастерские у кого работала. А сейчас Пельман Григорий пишет, что я якобы в Москве живу только с 2006 года т.к. я поссорилась с ним в январе 2006г. Я одна, а у меня столько открывателей. Это смешно я за всё плачу сполна, а он пользуется моим трудом да ещё и лжет о моей биографии. Так же нельзя. Директор музея наивного искусства в Москве пишет, что я работала уборщицей и почтальонкой. Почтальонкой я не работала ни одного дня. Мне по почтовой связи прочили карьеру, а я стала рисовать. Почтовая связь очень интересная работа, но художник - это духовность т.е. ближе к Богу, к истине.
Лучшая моя весна - это осень 1981 года. Дом творчества послал меня в Старую Ладогу в 1981 году.
Дом творчества - Старая Ладога, столицы первого русского Княжества. Рюрик обосновал Старую Ладогу. За два месяца находясь в Доме творчества можно написать прекрасный роман. Так интересно там. Кормят 3 раза в день, мастерские дают, природа чудо. Самодеятельных посылали на месяц, а профессионалов на два месяца.
Ещё Гюстав Курбе писал (не цитата): "Труднее всех художнику, который ни на кого не похож. Это действительно. Приехал Московский театральный художник Саша Майоров и в час ночи я сплю, он стучит в окно, я так испугалась. Он говорит: "Откройте пожалуйста, говорят у вас прекрасные работы". Я говорю, ну не ночью же, утром приходите. Это 1981 год. Он днем пришел ко мне. Посмотрел и первый раз в жизни он купил у меня пейзаж "Боровский монастырь", акварель. Он повел меня в свою мастерскую, дал мне 50 рублей за рисунок, подарил кисть колонковую и краски акварельные. Он сказал: "Никому не говори про 50 рублей, он дороже стоит". А для меня такая радость, что художник покупает и деньги большие, красок много можно было купить, я ему очень благодарна. Кирилл Мамонов мне помогал, я его очень уважаю.
Всероссийский Дом народного творчества мне очень много помогал, поддерживал. Первый месяц в Старой Ладоге был очень тяжелым для меня. Меня оставили на второй в знак поощрения. Остальные злятся на меня самодеятельные. Я много слез пролила. На поверхность я клади шутила, выпивала, рассказывали анекдоты, а что на душе не показывала. На второй месяц я приехала на третий день. Октябрь 1981г. А в группе новой 5 человек - самородки. Я приезжаю, а картины мои за первый месяц остались на окне и видны фрагментами. Мне 44 года, а художник с нашей группы из Калуги, ему 42. Он подходит и спрашивает: "Теть, а теть. Это ваши картины?". А я ему отвечаю: "Тетя на базаре семечками торгует, а я художник, понятно тебе!". Потом он пригласил меня в свою мастерскую. Смотрю. Он мне лапшу вешает на уши, думает что я не понимаю. Это моя дочь на санках с горки катается, а ему и говорю: "Это ты с открытки срисовал!". В точку попала. Потом он мне показал рисунки. Я как увидела и говорю, если ты так умеешь, то почему с открытки рисуешь. А у него замечательные рисунки свои на историческую тему. Я говорю, вот твоё. Стали друзьями. Чем же я плохой человек?