О ЦЕНТРЕ     ЭКСПОЗИЦИЯ     ХУДОЖНИКИ     МУЗЕИ     СОБЫТИЯ     КРИТИКА     КОНТАКТЫ  

Игорь Терехов

Родился в 1954 году в городе Свердловске (ныне Екатеринбург).

В 1977 году окончил Московский физико-технический институт по специальности инженер-физик. Живописью занимается с 1973 года. С 1989 года принимал участие в многочисленных выставках в России и за рубежом.

Член Московского объединения художников Международного Художественного Фонда.

Работы художника находятся Государственном Русском музее (Санкт-Петербург) и других собраниях России и Европы.

Тел. 8 926 217 61 75
E-mail: artiter@gmail.com
http://www.art9.ru/terekhov.php
 


Метафизик нового времени

Игорь Терехов – один из немногих художников нашей поры, кто последовательно и искренне посвятил себя абстрактной живописи. Причём живописи традиционной по технике - масло на холсте, без каких либо технологических нововведений. Поле эксперимента - в самой сути высказывания. На его холстах происходят глобальные процессы: силы света и тьмы сталкиваются, клубятся, порождают цветные структуры, которые затем распадаются, чтобы возродиться в себе подобных. Соблазнительно было бы углядеть взаимодействие живописи с физикой и математикой – науками, которыми занимался художник в своей «прошлой» жизни – однако Терехов против наукообразия в искусстве. Он убеждён, что искусство гораздо шире и точнее, нежели наука, может описать происходящее в реальности.
Выставка представляющая работы последних трёх - четырёх лет. Называется «ACTUS PURUS», в переводе с латыни - «чистое действие». Что является если не ключом, то подсказкой к интерпретации творчества художника. Сам термин, по Аристотелю означающий энергию, Фома Аквинский впервые применил к философии Бога. Аквинский отказался от «платоновского мира чистых объектов» в пользу мира экзистенциальных субъектов». Сотворённая материя предстала не инертным субстратом, но «субъектом, бытийствующим в своей индивидуальной природе», и переход потенциального в актуальное стал имманентным свойством материи. Именно свойство материи существовать и трансформироваться является предметом интереса Игоря Терехова: активность, действие, движение становятся важным как таковое. Художник называет это «расширенной экспрессией».
Движение в абстракцию началось для Игоря Терехова в 1975 году – сперва он увлёкся геометрической абстракцией, потом - экспрессионисткой. Близкими для себя Терехов называет трёх художников старшего поколения – Игоря Вулоха, Марлена Шпиндлера, Алексея Каменского. Все они - участники легендарной выставки «Другое искусство». И, пожалуй, место Игоря Терехова в художественной географии где-то поблизости, между «метафизикой» и романтической абстракцией. Но, принадлежа уже поколению «восьмидесятых», Терехов ясно ощутил, что сегодняшняя реальность, растиражированная средствами массовой информации, исчезла как собственно реальность, превратившись в хаос. Быть может, поэтому Терехов отказался от «разглядывания», перестал искать впечатления и образы в окружающей действительности. Он осознал невозможность с помощью некоего описания, некоего текста насытить хаос реальным смыслом, и тогда возникло предположение, что пробиться к реальности можно с помощью интуиции и внутренней дисциплины. Его путь стал «описанием пространств».
По Терехову, «пространство» включает в себя всё: и людей, и их эмоции, и физические, и духовные явления, и характеристики времени. Эти «пространства», несущие в себе информацию о внутреннем и внешнем состояниях и их взаимодействиях в конкретный момент времени, и становятся предметом изображения. Без предварительных эскизов, прямо на холсте свершается превращение материи в энергию. Живопись стала средством для фиксации этого описания, а также средством коммуникации. И художник с огромным интересом относится к интерпретации зрителем его полотен - ему важно, что именно было ухвачено, услышано, понято. Хотя Терехов не делает никаких усилий по «прояснению» своей живописи - никаких подсказок, манифестов, творческих кредо. Даже названия картин свелись к индексу. Только цифры указывают на порядковый номер и дату создания. Творчество Игоря Терехова превращается в мегапроект - каждое полотно находится в референции с предыдущим, и остаётся отдельной структурой в контексте общего живописного монолога.
Философский термин в названии выставки появился неспроста, Терехов, несомненно, художник- философ. Хотя чем Аристотель и средневековый схоласт Фома Аквинский ему гораздо ближе русские религиозные философы, среди которых первым Терехов называет имя Льва Шестова. Уж не с помощью ли философии Бога хочет Игорь Терехов совместить несовместимое, столкнуть противоположности, примирить алгебру с гармонией, абстрактную математику с реальным миром?

Анна Чудецкая. Журнал « Собрание» №2, 2006г.
Рецензия на персональную выставку в галерее «А - 3» (ноябрь 2005г.).